Размер шрифта: A A A
Изображения: Выкл
Цветовая схема: Ц Ц Ц
Обычная версия сайта
460014 г.Оренбург, ул.Советская, 19
8 (3532) 77-70-85
Телефон приемной комиссии
8 (3532) 77–24–52
Приемная ректора
Версия сайта для слабовидящих

Кафедра возрастной и педагогической психологии

Дроздова Наталья Владимировна

Дроздова Наталья Владимировна

зав. кафедрой, кандидат психологических наук, доцент 

E-mailnatawd@mail.ru


Контакты:

Адрес

460000, г. Оренбург, пр. Коммунаров, 57, к. 308 (5 уч.корпус ОГПУ)

Телефон

(3532)77-92-27, доб. 204

E-mail

psixvipp@yandex.ru



О кафедре

Подготовка специалистов в области научной и практической работы, обладающих широкой ориентацией в области педагогической психологии и психологии развития человека на всех этапах онтогенеза, способных видеть актуальные проблемы науки и практики, ставить задачи, вести исследование, анализировать и обобщать факты, выявлять закономерности, понимать особенности психического развития в современной социокультурной ситуации, решать проблемы в области психологической поддержки системы общего образования, модернизации и развития современных образовательных технологий и сред.


Состав кафедры

В разные периоды для работы на кафедре привлекались:

д. пс.н., профессор Маликова В.А.; д.пс.н., профессор Вачков И.В.; д.пс. н., профессор Митина Л.М.; д.пс.н., профессор Шнейдер Л.Б.; д.филос.н., профессор Стрелец Ю.Ш.; д.пс.н., доцент Зубова Л.В.; к.пс.н., доцент Гуленина С.В.; старший преподаватель Олекс М.Н.; старший преподаватель Тишкова А.А.; старший преподаватель Соловых А.Ф.; старший преподаватель Соловьева Н. Г.; документовед Долгих О.Ф. 


Историческая справка

Кафедра возрастной и педагогической психологии существует как самостоятельное подразделение, образовавшееся в связи с открытием в университете факультета психологии. На сегодняшний день кафедра возрастной и педагогической психологии занимает одно из ведущих мест в подготовке и переподготовке педагогических кадров в контексте образовательной деятельности Оренбургского государственного педагогического университета и одновременно является научно-методическим центром системы психологической поддержки в образовательных учреждениях города и области.

Организация и руководство управлением образовательной деятельности кафедры осуществлялось:

  • Маликовой Валентиной Алексеевной, доктором психологических наук, профессором (с 1998 г. по 2001 г.)
  • Шаповал Ириной Анатольевной, доктором педагогических наук, доцентом (с 2001 г. по 2002 г.)
  • Кузьменковой Ольгой Валентиновной, кандидатом психологических наук, доцентом  (с 2002 г. по настоящий момент)


Учебно-методическая работа

Кафедра реализует образовательную программу по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование (профиль Педагогика и психология), по отношению к которой кафедра является выпускающей. Преподавателями кафедры разработано более 36 рабочих программ и учебно-методических комплексов для основных учебных дисциплин и авторских курсов: профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности, психология развития, экспериментальная психология, психология дошкольного возраста, психология детей младшего школьного возраста, психология подросткового возраста, психология младенчества и раннего детства, самоопределение и профессиональная ориентация учащихся, психология взросления, методологические основы психолого-педагогического исследования, методика преподавания психологии в образовании, педагогическая психология, основы психологии семьи, дифференциальная психология, возрастно-психологическое консультирование, психологическая служба в образовании, диагностика возрастного и личностного развития, семейная диагностика и семейное консультирование, психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, психолого-педагогический практикум, психология зрелости и старения, психология одаренности детей и подростков, методы проективной психологии, теория и практика сказкотерапии, психология страхов и фобий, психология девиантного поведения детей и подростков, психокоррекция жизненных сценариев личности, психология профессиональных деформаций учителя, метафорический тренинг в работе педагога-психолога, биографические методы в работе педагога-психолога, технология балинтовских групп в работе с педагогами-психологами, психологическое сопровождение карьеры педагогов-психологов, психологическое сопровождение родительства, игровые технологии в работе с детьми, производственная практика, производственная (совместно с общей психологией). Для методического обеспечения образовательного процесса на кафедре разработаны учебные пособия, методические рекомендации и рабочие тетради:   Психология учения, обучения, воспитания: курс лекций (Кузьменкова О.В., Елфимова М.М., 2009г); Психология зрелости (Николаева Н.А., 2009г.); Психологическое сопровождение профессиональной карьеры (Цариценцева О.П., 2009г); Диагностика и коррекция детско-родительских отношений (Скрыбченко М.А., 2009г); Кейсы по педагогической психологии (Елфимова М.М., 2009г); Психологическая служба в образовании (Дроздова Н.В., 2010г); Проективная психология: теория и практика (Липская Т.А., 2010г.); Возможности метафоры в диагностической работе с детьми младшего школьного возраста, испытывающими школьные страхи: методические рекомендации (Липская Т.А., Кузьменкова О.В., 2010г); Психология карьеры. Электронное пособие (Цариценцева О.П., 2011г); Психология семьи. Хрестоматия (Кузьменкова О.В., 2011г); Психология семьи (Кузьменкова О.В., 2011г); Методологические основы психолого-педагогического исследования (Елфимова М.М., 2012г); Методические рекомендации к написанию курсовых работ (Кузьменкова О.В., Николаева Н.А., 2012г); Практикум по психологии учителя (Кузьменкова О.В., Цариценцева О.П., 2012г); Фонд оценочных средств по дисциплине «Психологическая служба в образовании»: методические рекомендации для преподавателей и студентов (Дроздова Н.В., 2012г); Психология девиантного поведения детей и подростков (Николаева Н.А. , 2012г); Психология девиантного поведения детей и подростков. Хрестоматия (Николаева Н.А., 2012г); Дневник по практике (Липская Т.А., 2012г); Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы по психологии (Кузьменкова О.В., Николаева Н.А., 2013г); Психология взросления (Николаева Н.А., 2013г).

Преподаваемые курсы:

    • Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
    • Психология развития
    • Экспериментальная психология
    • Психология дошкольного возраста
    • Психология детей младшего школьного возраста
    • Психология подросткового возраста
    • Психология младенчества и раннего детства
    • Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся
    • Психология взросления
    • Методологические основы психолого-педагогического исследования
    • Методика преподавания психологии в образовании
    • Педагогическая психология
    • Основы психологии семьи
    • Дифференциальная психология
    • Возрастно-психологическое консультирование
    • Психологическая служба в образовании
    • Диагностика возрастного и личностного развития
    • Семейная диагностика и семейное консультирование
    • Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
    • Психолого-педагогический практикум
    • Психология зрелости и старения

Авторские курсы, разработанные на кафедре:

    • Психология одаренности
    • Методы проективной психологии
    • Теория и практика сказкотерапии
    • Психология страхов и фобий
    • Психология девиантного поведения детей и подростков
    • Психокоррекция жизненных сценариев личности
    • Психология профессиональных деформаций личности
    • Основы метафорического тренинга
    • Биографические методы в работе психолога
    • Технология балинтовских групп
    • Психологическое сопровождение карьеры личности
    • Психологическое сопровождение родительства
    • Игровые технологии в работе с детьми
Традиции кафедры
    • Организация и проведение олимпиады студентов по психологии
    • Проведение Всероссийской конференции
    • Организация и проведение конкурса «Лучший студент - практикант факультета психологии»
    • Участие в организации работы СНО
    • Работа микро-исследовательских групп
    • Семинар для студентов и аспирантов

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа на кафедре ведётся в соответствии с ее профилем – «Психологические ресурсы развития субъектов образовательной среды». 

  • Кафедра возрастной и педагогической психологии с 1995 г. активно занимается подготовкой научно-педагогических кадров, ежегодно организуя работу с аспирантами. Сегодня при кафедре работает аспирантура и докторантура по специальности 19.00.07 «Педагогическая психология». Работой над диссертационными исследованиями аспирантов руководят доктор психологических наук, профессор В.А.Маликова, кандидат психологических наук, доцент О.В.Кузьменкова.
  • Преподаватели кафедры в соответствии с графиком повышают свою квалификацию в разных городах России.
  • Результаты научно-исследовательской работы преподавателей кафедры докладываются на всероссийских и международных конференциях. Преподаватели кафедры ВиПП принимают активное участие в научно-исследовательских конкурсах и проектах, в том числе, выполняющихся по заказу Министерства образования Оренбургской области.
  • Традиционным направлением научной работы кафедры является организация научно-исследовательской деятельности студентов ОГПУ. Данная работа ведется по следующим направлениям: индивидуальная работа, подготовка к участию в научно-практических конференциях, организации Дня науки для студентов (выставки, круглые столы, олимпиада), работой микро-исследовательских групп. С 2011 года форма работы с аспирантами и студентами расширилась проведением аспирантского и студенческого семинара «Проблемы и ресурсы социально-психологического развития личности», целью которого стала популяризация научных исследований студентов и аспирантов кафедры возрастной и педагогической психологии ОГПУ в сфере психолого-педагогической науки и практики. Анализ деятельности кафедры по организации научно-исследовательской работы со студентами позволяет констатировать, что данный вид работы осуществляется в соответствии с планами кафедры и при высокой активности студентов.
  • Важным направлением научно-исследовательской работы кафедры является организация и проведение всероссийских научно-практических очных/заочных конференций:
    • «Настоящие и будущее практической психологии в России» (2000 г.);
    • «Развитие потенциала личности в микро- и макросоциуме» (2008 г.).

При кафедре работает психологическая служба помощи семье и школе.

Основные направления работы психологической службы кафедры ВиПП:

    • Психологические консультации (по запросу)
    • Развивающие занятия, тренинги
    • Научно-методическая помощь ОУ (по запросу)


460014 г. Оренбург,
ул. Советская, 19
Почтовый адрес
https://vk.com/club81479290
ОГПУ в социальных сетях