С 1 сентября 2025 года вступил в силу приказ № 704 Минпросвещения России, содержащий изменения для основных общеобразовательных программ. В документе определено максимальное количество контрольных и проверочных работ (в том числе ВПР). Также документ устанавливает изменения в нагрузке на учителей и школьников, особые требования к домашним заданиям и планированию уроков, пилотный проект по выставлению оценок за поведение и многое другое.
На этой неделе о нововведениях высказались учителя и преподаватели вузов — цитаты приведены в статье Российской газеты. Об эксперименте с применением оценок за поведение и возможностях к сокращению нагрузки по домашнему заданию мы поговорили с заместителем директора по воспитательной работе СОШ №88 Оренбурга Екатериной Матвеевой.
«Оценки за поведение способствуют повышению мотивации учеников к соблюдению правил и норм, что напрямую отражается на учебном процессе и атмосфере в классе. Когда ребенок видит, что его поведение имеет конкретные последствия, он учится контролировать свои эмоции, уважать других и брать на себя ответственность за свои поступки».
Екатерина Юрьевна отметила, что внедрение такой системы позволяет педагогическому более конструктивно работать с проблемными детьми, выявлять причины нарушений и планировать индивидуальные воспитательные мероприятия. Это повышает качество взаимодействия между учителем, учеником и родителями.
«Рассматривать оценку поведения стоит как один из элементов комплексной работы по развитию личностных качеств и социализации учащихся. В нашей школе есть система контроля поведения и внешнего вида старшеклассниками и дежурными классами, а с этого года среди 5 классов введена воспитательная практика «Гонка за классом», где в рамках критериев классные коллективы не только участвуют в событиях школы, но и контролируют себя в поведении и соблюдении правил внутреннего распорядка. За отличное выполнение критериев школьники получают определенное количество баллов, которое будет суммироваться в течение учебного года, по итогам которого будет выбран лучший класс в параллели».
Также мы поговорили об оптимизации домашних заданий. По мнению педагога, нужно обозначить четкие требования к качеству и объему, что повысит ответственность учителей и обеспечит единый подход. Что касается родителей учеников, то им могли быть полезны методические рекомендации по самостоятельной работе дома. При этом должна оставаться возможность для совместной творческой деятельности родителей и детей.
«Если бы я была учебным завучем, то обязательно ввела в школе «дни без домашних заданий» или «микро-задания», которые занимают немного времени, но позволяют закрепить материал эффективнее», — добавила Матвеева.
Напомним, с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года № 704 можно ознакомиться на портале правовой информации.