454

Филологический факультет на международной конференции «Молодежь. Наука. Будущее-2023»

Image Description
26.05.2023 09:08

Филологический факультет активно включился в работу домашней конференции «Молодежь. Наука. Будущее». На факультете и в технопарке два дня работали 5 секций с подсекциями, отражающие языковедческое, литературоведческое, медиаобразовательное и методическое направления.

В этом году было заслушано рекордное количество - 100 докладов, студентов всех курсов. Преподаватели кафедры русского языка и МПРЯ привлекли к участию в секциях по русскому языку студентов других факультетов – ИФКиС, физико-математического факультета, факультета иностранных языков, института психологии и педагогики.

Студенты филфака выступили с содержательными, интересными докладами на секции «Фольклор. Русская литература» (руководители С.М. Скибин, Е.В. Уткина). Велась дискуссия о своеобразии сатир А.Д. Кантемира (С.А. Юлианская,2 к.), проблеме национальной культуры в комедии Фонвизина «Бригадир» (С.С. Пашков, 2 к.), особенностях развития жанра исторической песни в оренбургской фольклоре (Д.А. Шмыгарёва, М.В. Акулов, 3 к.), о поэтике рассказа А.П. Чехова «По делам службы» (С.А. Кривошеева, 5 к.) и другим вопросам. 

Следует особенно выделить научные доклады С.А. Кривошеевой (научн. рук. проф. О.М. Скибина), Р.Р. Абдуллиной (науч. рук. проф. Скибин С.М.), Е.И. Величко (науч. рук. доц. Е.В. Уткина).

На секции «Проблемы преподавания литературы в школе» (руководители И.Е. Брякова, Н.Д. Садомская, В.В. Межебовская) в интересном диалоге прошла беседа с 16 выступающими студентами. Шёл разговор об использовании новых технологий в преподавании литературы (А.А. Проткова, 4 курс, Н.А. Скрипников, 5 курс), о диалоге искусств на уроках литературы (Зубкова Ю.М., 4 курс).

Заметными стали выступления студентов 1 курса. Он проявили интерес к детской и подростковой литературе последнего десятилетия: речь шла о трансформации жанра святочного рассказа в произведении Н. Ключарёвой «Юркино Рождество» (А.В. Духанина), о традиционном и новаторском в рассказе В. Токаревой «Рождественский рассказ» М.А. Асташёв), о «мысли семейной» в новейшей литературе для детей и юношества (Е.А. Мацюк) – научный рук. проф. И.Е. Брякова. Большой интерес вызвали доклады Рыбалко С.А. (2 к.) «Мотив сна в поэзии Б. Рыжего», М.А. Ёлтышевой «Мотив спасения и гибели в русской литературе (на примере рассказа Л.Н. Толстого «Метель» и повести В. Сорокина «Метель») – научный рук. доц. В.В. Межебовская.

26 мая в технопарке работала секция «Актуальные проблемы медиаобразования» под руководством профессора О.М.Скибиной и доцента И.В.Савельзона. Были представлены 10 научных докладов в форме медиаобразовательных проектов студентов группы ОБ-РЛМ-11 и ОБ-РЛ-51 (научный руководитель - О.М.Скибина).

Доклады студентов-первокурсников касались информационной безопасности «Автоматизированная цензура в России: за и против» и попыток представить для абитуриентов рейтинг вузов города (телеграм-канал «Привет, абитуриент!»).

Часть докладов была посвящена применениям медиаобразовательных технологий на уроках литературы. Пятикурсники делились опытом проведения уроков на практике (С.Фот, С.Солтус, Е.Листова), первокурсники же предложили свое видение современного урока литературы в XXI веке.

В дискуссии «Что важнее на уроке: слово учителя или технологии», которые предлагали докладчики (О.Бережок, А.Штакина, О.Слепушкина, У. Никитина), приняли участие как студенты-заочники, уже имеющие опыт работы в школе, так и зав.кафедрой литературы, журналистики и методики преподавания литературы профессор С.М.Скибин.

Судя по оживленной атмосфере дискуссии, точку в данном вопросе ставить рано. А потому в конце работы секции всем присутствующим был предложен проект «Как учителю спастить от выгорания» (А.Сорокина). 

Преподаватели – ведущие секций – отметили высокий уровень и глубину исследований студентов-выпускников, содержательность выступлений студентов второго – четвертого курсов, заинтересованность в исследовательской деятельности первокурсников, сформированность риторических и коммуникативных умений.

Благодарим всех преподавателей факультета и студентов-участников конференции за активность в обсуждение актуальных вопросов филологической науки в студенческой аудитории!