318

Формируем читательскую грамотность на уроках географии

Image Description
24.03.2023 09:23

Читать – это еще ничего не значит.
Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное!

К.Д. Ушинский

В рамках реализации проекта «Программа научно-методического обеспечения образовательной деятельности» Программы развития ОГПУ д.п.н., доцентом Надеждой Александровной Иванищевой 21-22 марта проведены мастер-классы «Приемы формирования читательской грамотности на уроках географии» для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) География и Иностранный язык (английский) 2-5 курсов.

В ходе такой интерактивной формы обучения был сделан акцент на читательской грамотности как способности студента понимать, использовать и анализировать прочитанные тексты для достижения образовательных целей предмета «География».

В контексте рассмотрения компонентов читательской грамотности (беглое чтение, толкование текста в буквальном смысле, поиск информации и ее извлечение, преобразование данных от частных явлений/процессов к обобщенным, формулирование основных идей и выводов) продемонстрированы пять приемов формирования читательской грамотности на уроках географии – текстовыделитель, пишу СМС, необычный конспект, письмо с пропусками, кольца Венна. По отзывам студентов прием «Пишу СМС» является для них самым «привычным». На каждый из данных приемов приводился пример задания, предусматривающий отработку умения работы с текстом: найти связь предложений в тексте, анализировать структуру текста, вычленить главную и второстепенную информацию в тексте, извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос и другие.

В завершении мастер-класса студентам были предложены творческие задания с различными видами текста (художественный, научно-учебный, научно-популярный) географического содержания по отработке приемов работы в конкретной технологии обучения.

Мероприятие не только дал студентам возможность поупражняться в использовании приемов формирования читательской грамотности в обучении географии, но и отработать специальные умения работы с текстами, полученные при изучении дисциплины «Теория и методика обучения географии».