391

Международное научное сотрудничество географов

Image Description
20.04.2023 15:09

В рамках договора о сотрудничестве с Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка (Минск) 19 апреля преподаватели и студенты Института естествознания и экономики приняли участие в работе международной научно-практической конференции «Современные тенденции в системе непрерывного естественнонаучного образования».

В выступлении на пленарном заседании д.п.н., доцента Надежды Александровны Иванищевой с докладом «Формирование функциональной грамотности школьников в обучении географии» были освещены актуальные вопросы: Чем может быть полезна функциональная грамотность современным школьникам? Как она формируется в предмете география и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни? Акцентировалось внимание на важности осмысления учителем географии целей и задач обучения не только на уровне учебного предмета (рабочая программа), но и на уровне конкретного раздела систематического курса географии, конкретного урока.

В качестве примера приводилась технологическая карта по разделу «Природа России» (8 класс), в которой выделены результаты и виды деятельности, направленные на формирование компонентов функциональной грамотности. В контексте реализации проекта «Центр сопровождения естественнонаучно-го и экономического образования» Программы развития ОГПУ были обобщены профессиональные практики учителей Оренбургской области с демонстрацией разноуровневых метапредметных заданий по формированию естественнонаучной грамотности и глобальных компетенций учащихся на уровне основного общего образования.

В обращении в чате учителя естественнонаучного цикла отмечали о недостаточно сформированной способности школьников использовать предметные знания и умения при решении задач, приближенных к жизненным ситуациям.

В рамках реализации проекта «Трансфер научного знания» на тематические дискуссионные площадки доклады представили студенты направления под-готовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Людмила Походеева выступила на тему «Конструирование разноуровневых заданий по функциональной читательской грамотности в начальном курсе географии» (ЗБ-ГЭ-51). Работа в должности учителя гео-графии позволила осветить собственный методический опыт разработки заданий «для решения повседневных задач».

Актуальные по проблематике сообщения были представлены бакалаврами – Элиной Зигоревич «Организация исследовательской деятельности на уроках географии» (ЗБ-БГ-31) и Вероникой Валовой «Географический анализ мирового опыта управления отходами (ОБ-ГА-21).

Подготовка научных статей и выступлений студентов на конференции осуществлялись под руководством заведующего кафедрой географии и МПГД Н.А. Иванищевой. Работа конференции предполагала обсуждение широкого круга вопросов – от глобальных компетенций для реализации идей устойчивого развития до конкретных практико-ориентированных рекомендаций специалистам в области непрерывного естественнонаучного образования.

По итогам конференции подготовлен сборник научных трудов. В резолюцию среди ряда предложений внесен вопрос о насыщении предметного содержания по биологии, географии, химии различными типами заданий и учебных задач: задания предполагающие неопределенность (множественность, альтернативность) учебных действий; задания на преобразования; задания на развитие воображения; задания на выявление разных точек зрения; здания, требующие применения интегративных знаний в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства.

Выражаем слова благодарности Наталье Владимировне Науменко, декану факультета естествознания, к.с-х.н, доценту Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка и коллегам из других вузов, проявившим научный интерес к нашим исследованиям.