251

Обсуждаем проблему формирования функциональной грамотности в предмете «География»

Image Description
28.03.2023 17:23

В рамках реализации проекта «Центр сопровождения естественнонаучного и экономического образования» Программы развития ОГПУ 27 марта состоялось заседание исследовательских групп на городском методическом объединении учителей географии города Оренбурга.

В современных условиях, когда процесс обучения географии приобретает качественно новые характеристики, определяющие его преемственность и расширение деятельностного потенциала учебного предмета от педагогического сообщества поступила инициатива на обсуждение проблемы формирования функциональной грамотности школьников.

В выступлении д.п.н., доцента Надежды Александровны Иванищевой на тему «Формирование функциональной грамотности обучающихся в предмете «География» обсуждался главный вопрос – «Какие компоненты содержания предмета обеспечивают формирование функциональной грамотности и как их реализовать на практике?». В требованиях достижения предметных и метапредметных образовательных результатов ФГОС ООО на отдельных видах деятельности (извлечение из текста учебника информации, сопоставление и интерпретация различных единиц информации; анализ иллюстраций учебника; систематизация информации в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм; изучение устройства приборов; объяснение наблюдаемых ситуаций и др.) демонстрировались примеры по подготовке школьников к решению социально значимых познавательных и практических задач. Подчеркивалась необходимость усиления внимания учителя к процессуальной стороне обучения географии.

Учителя говорили о сложности «встраивания» процесса формирования функциональной грамотности в методическую систему, о соотнесении результатов и видов деятельности на уровне учебного предмета (рабочая программа), конкретного раздела систематического курса географии и отдельного урока.

Александр Николаевич Тюрин, к.г.н., доцент в докладе «Решение олимпиадных заданий по географии в контексте формирования компонентов функциональной грамотности» поделился собственным опытом по подготовке кадет Оренбургского президентского училища к олимпиадам разного уровня. Проводился разбор олимпиадных заданий, характеризующих готовность обучающихся к самостоятельному использованию естественно-научных методов познания в решении жизненных практических ситуаций. Делался акцент на целесообразности включения в содержание деятельности школьников задач на определение и распознавание цели наблюдения/опыта/исследования, использовании информации из разных источников (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), особенностях адаптации человека к разным природным условиям регионов и стран мира, включении в содержание олимпиадных заданий текущей событий.

Благодарим за плодотворное сотрудничество главного специалиста отдела общего образования Министерства образования Оренбургской области Татьяну Андреевну Варламову, методиста МАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской, методической и социальной помощи “Импульс-Центр”» Галину Берковну Волобуеву, руководителей методического объединения учителей географии Северного округа Светлану Ивановну Белякову и Южного округа Ольгу Петровну Чекрыжеву.