218

Педагог: образовательные потребности и профессиональные запросы

Image Description
06.10.2022 13:55

В течение сентября 2022 года Центром сопровождения естественнонаучного и экономического образования организована диагностика индивидуальных образовательных потребностей и практических запросов учителей-предметников/преподавателей естественнонаучного и экономического циклов в условиях информатизации обучения.

Респонденты – учителя биологии, географии, химии общеобразовательных организаций и преподаватели экономики среднего профессионального образования Оренбургской области. Генеральная совокупность – 241 человек. Опрос проводился в форме анонимного анкетирования через интернет-платформу GoogleDocs. Набор респондентов проводился в сентябре 2022 года с использованием официальной группы программы в социальной сети Telegram, а также рассылки анкеты на электронную почту.

Социально-демографический портрет участников представлен 208 учителями биологии, географии, химии в возрасте от 22 до 63 лет, из них 89% женщин и 11% мужчин и преподавателями экономики - 33 человек, имеющим средний возраст 34 года, женского пола. 50,2% опрошенных это молодые педагоги с непрерывным педагогическим стажем до трех лет.

Анкета включала вопросы, составленные инициативной группой Института естествознания и экономики – директором, к.б.н., доцентом С.Н. Рябцовым, заведующими кафедрой д.п.н., доцентом Н.А. Иванищевой, к.б.н., доцентом Е.А. Леневой, к.э.н., доцентом О.Ю. Луговым, к.п.н., доцентом Г.И. Якушевой и отобранные вопросы из опросника «Определение профессиональных затруднений педагога». В инструкции давались комментарии о направленности опроса на изучение образовательных потребностей и практических запросов в условиях информатизации обучения и выявление того, «насколько цифровое обучение отвечает Вашим запросам».

Анкета включала три блока закрытых вопросов: «Создание образовательной среды и использование ее возможностей», «Профессиональное развитие», «Организация взаимодействия и общения», в которых требовалось определить степень своих затруднений (не затрудняюсь, иногда затрудняюсь, часто затрудняюсь).

Проведенный анализ результатов онлайн-опроса показал, что респонденты среди индивидуальных образовательных потребностей наиболее значимыми для себя считают профессиональное совершенствование (67,4%), непрерывную самореализацию (61,8%) и материальный рост (59,2%). Около 80% участников анкетирования связывают профессиональные запросы с преподаванием трудных тем предметного содержания, изучением предмета на углубленном уровне средствами цифровых образовательных ресурсов, организацией практико-ориентированных форм обучения в информационной среде.

Выявленные проблемные зоны («часто затрудняюсь» составлять программу по предмету в онлайн-сервисе «Конструктор рабочих программ», реализовать дифференцированный подход к обучению, работать с одаренными детьми, организовать исследовательскую и проектную деятельность обучающихся) будут учитываться при проектировании содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников, которые реализует Институт естествознания и экономики. Более детальный анализ результатов диагностики будет освещен авторским коллективом в научной статье.

Выражаем слова благодарности учителям биологии, географии, химии и преподавателям экономики Оренбургской области за активное включение в опрос, конструктивный диалог и тесное сотрудничество по совершенствованию профессиональных компетенций, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности в условиях информатизации обучения.