В целях реализации дополнительной общеобразовательной программы «Педагогика и психология» 18 января к.п.н., доцентом кафедры педагогики и социологии Е.В. Бугаковой организовано и проведено занятие с обучающимися профильных психолого-педагогических 10-х классов по педагогическому модулю на тему: «Как мы живем и работаем вместе: педагогический диалог».
В процессе проведения занятия на цифровой платформе «Сферум» школьники познакомились с понятием «диалог» в историко-философском, психологическом и педагогическом аспектах; с основными принципами и функциями, формами и видами учебного диалога (дискуссия, диспут, спор, прения, дебаты и др.); на конкретных примерах разобрали такие типы диалога, как духовный, рефлексивный, смыслотворческий и самореализующий и выявили, что в основе каждого вида лежат умения вести диалог.
Активно обсуждались главные умения, которые необходимы для участия в диалоге-коммуникации:
- слушать и правильно понимать текст;
- менять в след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
- поддерживать определенный эмоциональный тон;
- следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысли;
- слушать свою речь, вносить соответствующие поправки.
В ходе занятия обучающиеся профильных психолого-педагогических классов были активно вовлечены в решение предложенных практико-ориентированных заданий «Ситуации – учимся общаться», результатом решения которых стали выявленые наиболее распространенные помехи в процессе коммуникации:
- «отключение» во время разговора;
- сосредоточенность на своих мыслях;
- поспешные выводы.
По итогам проведения занятия были определены рекомендации по эффективному ведению диалога для учителей и для обучающихся. А сами обучающиеся отметили, что тема педагогического диалога/диалога-коммуникации является важной для каждого, так как пронизывает все жизненное пространство человека.