399

Приоритетные научные направления и индивидуальные научные интересы

Image Description
27.10.2022 19:47

На этой неделе состоялась Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «II Всероссийская конференция Индивидуализация и персонализация в современном образовании», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Приоритетные научные направления и индивидуальные научные интересы», на которой спикеры обсудили как определять приоритетные научные направления, насколько преподаватель или научный работник свободен в выборе темы для своей исследовательской деятельности.

Опытом Оренбургского государственного педагогического университета поделилась Елена Бурлуцкая, доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе.

В начале дискуссии спикер рассказала должны ли приоритетные научные направления быть институализированы в какие-то особенные структурные подразделения:

«Мы отталкиваемся от задач, которые ставит перед нами наш непосредственный учредитель — Министерство просвещения, то есть от задач, связанных с решением проблем системы образования, прежде всего региональной. В вузе сложно зафиксировать эти задачи в рамках только одной лаборатории, одной кафедры, потому что практически все задачи требуют междисциплинарности. Поэтому важно объединять усилия и создавать межкафедральные научные исследовательские коллективы».

Эксперт рассказала, насколько преподаватель или научный работник свободен в выборе темы для своей исследовательской деятельности:

«Самый гуманный способ — оставить преподавателей в покое и дать им исследовать то, что они хотят. С другой стороны, перед нами поставлены вполне определенные научные задачи, которые мы должны решать. Не очень понятно, как соединить эти научные интересы. Было бы хорошо иметь возможность в педагогических вузах все же поддерживать непедагогические научные направления при условии их результативности и признания в российском и международном научном сообществе».

Спикер поделилась мнением, что для вуза стратегически важнее — выделить свою нишу исследований, либо разрабатывать общие направления совместно с другими вузами:

«С глобальной точки зрения выигрышной является стратегия объединения ресурсов. У каждого университета есть свое «коронное блюдо», но ресурсы каждого из нас ограничены. Если решать глобальные задачи — необходимо объединять усилия».

В завершении спикер поделилась, что нас ждет в будущем с точки зрения приоритетных направлений исследования:

«Я думаю, что возрастающие ожидания, которые государство и общество возлагает на науку, приведут к тому, что из науки уйдут люди, которые там оказались случайно. Объем задач, который стоит перед нами, оставит в науке только тех, кто умеет этим заниматься, и кто хочет этим заниматься, и вот тогда наша наука станет очень эффективной, продуктивной и результативной».

Участники дискуссии

Галина Парникова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Английская филология» Северо-Восточного федерального университета.

Геннадий Костин, проректор по науке и цифровизации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор технических наук.

Модератор: Александр Сафонов, кандидат исторических наук, академический директор Образовательной платформы «Юрайт».

Справочно

Образовательная платформа «Юрайт» представляет учебный контент и обучающие сервисы для высшего и среднего профессионального образования. Издательство «Юрайт» основано в 1996 г. На платформе представлены 3600+ курсов и 10 600+ учебников. Активные пользователи — 2 801 учебное заведение, 391 274 студента, 43 058 преподавателя. Миссия «Юрайта» — повышение качества высшего и среднего профессионального образования.