Форум представлял собой поистине масштабное и значимое событие не только для института педагогики и психологии, на базе которого он проводился, и для вуза в целом. А третий день форума стал достойным завершением столь грандиозного мероприятия.
Целью форума было создание научного, образовательного и коммуникативного пространства для интеграции субъектов профориентации, для анализа и популяризации лучших образовательных и профориентационных практик. И организаторы форума успешно справились с реализацией этой цели. В нем приняли участие школьники, студенты, магистранты, педагоги, психологи, дефектологи, классные руководители, родители.
Пленарное заседание было флагманом заключительного дня форума. В рамках пленарного заседания были представлены доклады, отражающие актуальные проблемы профориентационной работы и профессионального самоопределения на разных этапах общего и профессионального образования. С приветственным словом к присутствующим обратилась Ольга Валентиновна Кузьменкова, руководитель ИПиП. Она отметила значимость и масштабность мероприятия, поблагодарила всех организаторов и участников форума, выразила свои пожелания относительно дальнейшего сотрудничества.
С докладом выступила Берникова Лариса Геннадьевна, начальник отдела профориентации и профобучения Министерство труда и занятости населения. Она рассказала о том, как решаются проблемы профессиональной адаптации выпускников на рынке труда в нашем регионе. Матвиевская Елена Геннадьевна, первый проректор ОГПУ в своем докладе сделала акцент на том, какими ресурсами располагает наш вуз для решения задачи по созданию эффективных условий для формирования у студентов личностной готовности к последующей профессиональной самореализации в новых экономических и социокультурных условиях. Вачкова Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, директор института системных проектов МГПУ отметила, что период обучения в вузе для студентов характеризуется овладением компетенциями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности, которые необходимо оценивать. Ее доклад освещал опыт этой оценки, сопровождаемый содержательными иллюстрациями и яркими примерами. В особом ракурсе проблематика профессионального выбора предстает применительно к выпускникам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Именно эту проблему затронула в своем докладе Королева Юлия Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной психологии ИПиП ОГПУ. Завершила пленарное заседание Шаповал Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной психологии ИПиП ОГПУ. Ее доклад на тему «Герменевтические механизмы профессионального самоопределения в ситуации социальной и личностной неопределенности» вызвал неподдельный интерес и повышенное внимание среди присутствующих.
Важно отметить, что на форум были представлены видеодоклады и видеообращения от коллег, проявивших неподдельный интерес и готовность присоединиться в подобном формате к участникам форума. Ими стали преподаватели вузов-партнеров, а именно:
- Изакова Айжан Тендиковна, д.психол.н., проф. Евразийского гуманитарного института, член - корреспондент Международной академии психологических наук (г.Нур-Султан, Казахстан) «Круг проблем профессионального самоопределения»;
- Шынар Тулегеновна Габдрахмановна, к.пед.н., декан педагогического факультета ЗКГУ им.Махамбетова Утемисова, Жидкова Юлия Михайловна, преподаватель ЗКГУ; Кенжегалиева Айдана Женисовна, преподаватель ЗКГУ им.Махамбетова Утемисова (г.Уральск, Казахстан) «Профориентационная работа с лицами ОВЗ и инвалидами».
- Гегамян Эва Бениаминовна, к.психол.н., ст.преп.каф.психологии Росийско-Армянского университета (г.Ереван, Армения) «Интерактивная система профессионального обучения психологов».
Круглый стол на тему «Профессионализация личности: теоретические и прикладные проблемы психологии» объединил магистрантов и студентов выпускных курсов в обсуждении дискуссионных проблем затронутых и актуализированных на пленарном заседании. Доклады приятно удивили своим разнообразием и глубиной анализа современной ситуации. Модератором данного мероприятия стала Оксана Петровна Цариценцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии. На круглом столе выступали:
- Муллагалеева Ирина, магистрантка 2-го курса 44.04.03. Специальное (дефектологическое) образование (Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в инклюзивном образовании) (г.Оренбург, Россия) «Отчуждение студента от учебы в контексте субъективной удовлетворенности качеством образовательных услуг вуза
- Попова Анна, магистрантка 1 курса 44.04.01. Педагогическое образование (Менеджмент образовательного учреждения) (г.Орск, Россия) «Тайм-менеджмент как профориентационная технология»; Кудрина Юлия, магистрантка 1 курса 44.04.02. Психолого-педагогическое образование (Практическая психология в специальной сфере и образовании) (г.Оренбург, Россия) «Готовность старшеклассников к выбору профессии»;
- Головнева Инна, магистрантка 2-го курса 44.04.02. Психолого-педагогическое образование (Психолого-педагогическое сопровождение деятельности организаций социальной сферы)(г.Актобе,Казахстан) «Психолого-педагогическое сопровождение юношей призывного возраста» (видеодоклад);
- Мусаэлян Седа, аспирантка кафедры психологии Российско-Армянского университета (г.Ереван, Армения) «Профессиональное самоопределение в системе смысложизненных ориентаций старшего школьника» (видеодоклад).
В завершении круглого стола были обозначены основные образовательные и личностно-психологические проблемы организации эффективной и продуктивной профориентационной работы.
Имея уже давнюю и богатую историю, ИПиП, в рамках форума, организовал митап студентов со специалистами-выпускниками ИПиП «Вектор карьеры». На встрече присутствовали студенты второго курса. Они задавали множество вопросов, приглашенным бывшим выпускникам, а ныне специалистам различных организаций нашего города. Митап посетили Ильясова Елена Александровна, заместитель директора по учебной работе школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дом детства»; Насырова Анастасия Валентиновна, педагог-психолог МОДУ «СОШ №3»; Гринь Владимир Владимирович, начальник отдела кадров УФСИН по Оренбургской области.
В это же день в стенах пятого корпуса проводил занятия Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор (г.Москва, Россия) на тему «Психологическая помощь через сказку и метафору». На занятии, которое было наполнено практикой, примерами, рефлексией, активной работой и обсуждением, присутствовало более 30 студентов и работающих специалистов-психологов.
Гордостью форума стала организация пункта компьютерной диагностики «Карьерная навигация». Эксперт-диагност Л.С.Самсоненко, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, сопровождала желающих узнать свои ресурсные стороны личности, выдавая при завершении подробный профиль и портрет личности, с описанием, рекомендациями и подробными инструкциями. ИПиП обладает современными методами и методиками проведения профориентационной работы для всех субъектов образования.
А теперь форум в цифрах:
- 3 дня проходил форум: с 18 по 20 февраля.
- 3 страны наполняли содержание форума: Россия, Казахстан, Армения.
- 4 кафедры института педагогики и психологии объединили свои усилия в подготовке к форуму.
- 500 человек приняло участие в форуме.
- 19 интерактивных площадок было организовано для всех субъектов профориентации.
- 100 школьников посетили профориентационные занятия, организованные преподавателями ИПиП и приглашенными специалистами.
- 100 студентов разных профилей и направлений подготовки приняли участие в работе диалоговых площадок на базе ИПиП.
Хотелось бы поблагодарить за помощь в организации и поддержку в проведении форума ректора ОГПУ Светлану Александровну Алешину; директора Оренбургского союза промышленников и предпринимателей Вячеслава Кашифовича Лагунского; начальника отдела профориентации и профобучения Министерство труда и занятости населения Ларису Геннадьевну Берникову и начальника управления образования администрации города Оренбурга Ларису Олеговну Бебешко.