30 марта на историческом факультете состоялся научно-методический семинар на тему: «Системно-деятельностный подход в изучении истории Великой Отечественной войны: из опыта работы молодых учителей - выпускников ОГПУ» (организатор: профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания Хисамутдинова Р.Р.).
На данном мероприятии приняли участие учителя МОАУ «Лицей №1» Петренко П.А. и Степанова Я.А., МОАУ «СОШ № 24» Буцких М.В., МОАУ «СОШ № 34» Котов А.В. и учителя базовых школ МОАУ «СОШ № 46» Потапова Д.Е. и МОАУ «Гимназия № 1» Крыжняя А.В.
Выступление Павла Андреевича Петренко было посвящено преподаванию темы «Курская битва» с использованием кинофрагментов в условиях реализации системно-деятельностного подхода. Для работы был выбран фильм «Освобождение. Огненная дуга» (режиссёр Ю.Н. Озеров, 1970 г.). В ходе работы студенты познакомились с методами и средствами, которые можно применить на этапах актуализации, мотивации и получения нового знания. Была отмечена важность использования исторических фильмов для получения предметных знаний, прослеживания связи культуры с событиями общественной жизни, а также всестороннего развития личности ученика.
Степанова Яна Артуровна продемонстрировала студентам работу с документами по методике О.Ю.Стреловой на этапе изучения нового материала. Работа с историческими источниками рассматривается сегодня как важнейшее средство формирования гражданской компетенции школьников. Были предложены несколько вариантов исторических документов, такие как «План ОСТ», «Пакт Молотова-Риббентропа».
Выступление Буцких Марии Вячеславовны было посвящено работе с текстом на этапе закрепления нового материала. Был продемонстрирован фрагмент документального фильма «Катюша» - оружие Победы». Для изучения был использован информационный видеоролик, по которому студенты должны были выделить характеристики данного оружия и в чем состоялся секрет Катюши. Основная цель - это привлечь внимание обучающихся и студентов к вкладу русских ученых и инженеров в дело Победы в Великой Отечественной войне. Также для реализации системно-деятельностного подхода было предложено студентам поработать с отрывками воспоминаний современников, которые писали о сокрушительной мощи «Катюши» и ответить на вопрос - кому они могли принадлежать.
Котов Антон Владиславович продемонстрировал этап первичного закрепления изученного материала на примере темы «Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне», который является необходимым и логическим заключением урока в условиях реализации системно-деятельностного подхода. Именно на данном этапе обучающиеся должны продемонстрировать полученные навыки через активную обратную связь с педагогом. Были представлены задания формата ЕГЭ на знание терминологии, дат, исторических личностей, карт.
Выступление Потаповой Дарьи Евгеньевны было посвящено изучению проблем Холокоста во внеурочной деятельности по истории, потому что в современном многонациональном мире крайне важно прививать молодому поколению те взгляды и убеждения, которые и будут являться основой формирования патриотизма и толерантности. В связи с этим Д. Е. Потапова предложила вниманию студентов разработанный образец кластера по теме Холокост, который уместно использовать в старших классах в рамках системно-деятельностного подхода.
Данное мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность. В конце семинара были подведены итоги и вручены благодарственные письма молодым учителям истории.