832

Современные модели и парадигмы высшего и среднего образования России и Уганды

Image Description
10.08.2023 23:54

Преподаватели Оренбургского государственного педагогического университета третью неделю работают в Республике Уганда по реализации проекта Минпросвещения РФ «Центр открытого образования на русском языке и обучения русскому языку». Работа проводится в  сотрудничестве с коллегами из университета Макерере, школы «Гринхилл Академия» и Ассоциации русскоговорящих женщин Уганды «Росинка».

В ходе совместной работы и у российских преподавателей, и у коллег из образовательных организаций Уганды не раз возникали вопросы, касающиеся и особенностей организации учебного процесса в школах и вузах двух стран, и специфики содержания учебных предметов, и различных методик преподавания, применяемых в процессе обучения слушателей и студентов. Чтобы получить ответы на все вопросы, было принято решение организовать круглый стол по проблеме «Современные модели и парадигмы высшего и среднего образования в России и Уганде» и в свете достигнутого понимания образовательных процессов в российских и угандийских образовательных организациях обсудить возможности взаимодействия, а также наметить перспективы сотрудничества ОГПУ с университетом Макерере, школой «Гринхилл Академия» и с общественными организациями Республики Уганда.

Круглый стол был проведен 9 августа в 15.00 на базе университета Макерере. Участие приняли участие 17 преподавателей. Большой интерес к проблеме круглого стола проявили слушатели Центра открытого образования, которые попросили предоставить им возможность принять участие в дискуссиях. На обсуждение были три вынесены информационно-аналитических сообщения, которые знакомили участников круглого стола с особенностями организации образовательной деятельности в вузах и школах России и Уганды.

Первое сообщение «Современные тенденции в системах высшего и среднего образования России и Уганды и их влияние на традиционные методы обучения в контексте возможностей и перспектив сотрудничества вузов двух стран» было представлено д.п.н. Ольгой Косяновой и доктором Саудой Намьяло, руководителями филологических факультетов ОГПУ и университета Макерере.

Второе сообщение «Новые модели образования, используемые в российских и угандийских высших и средних учебных заведениях» представили доцент кафедры методики дошкольного и начального образования «ОГПУ» Гаделия Агапова, профессор Эдит Натукунда, заведующая кафедрой европейских и восточных языков университета Макерере, доктор Левис Мугумья, заведующий кафедрой литературы и коммуникативных навыков университета Макерере и доцент кафедры английской филологии ОГПУ Данил Исаев.

С особенностями воспитательных практик и организации внеучебной деятельности студентов в образовательных организациях России и Уганды участников круглого стола познакомили старший преподаватель кафедры русского языка и методики преподавания русского языка ОГПУ Екатерина Миронова и доктор Медади Ссентанда, старший преподаватель кафедры африканских языков университета Макерере. В процессе обсуждения сообщений были выдвинуты предложения по организации взаимодействия и сотрудничества образовательных и общественных организаций России и Уганды в свете современных запросов общества и тенденций развития образовательных практик.

Доктор Сауда Намьяло попросила российских коллег поделиться опытом организации работы с преподавателями и студентами по внедрению компетентностно – ориентированного подхода к процессу обучения. Она отметила, что «было бы очень хорошо организовать для всего преподавательского коллектива университета Макерере курсы повышения квалификации по этой проблеме».

Доктор Гилберт Гумошабе, заведующий кафедрой и координатор Института Конфуция университета Макерере отметил, что интерес к изучению русского языка в Уганде большой, сказал, что русский язык некогда преподавался в школах Уганды, но сейчас русский язык не преподается, потому что нет специалистов – преподавателей русского языка. Он подчеркнул, что введение русского языка нужно начинать со школ, тогда будет хорошая основа для разворачивания совместных проектов российских и угандийских вузов.

Доктор Левис Мугумья, заведующий кафедрой литературы и коммуникативных навыков университета Макерере предложила отправлять пять - десять лучших студентов, проявивших особые способности в процессе изучения русского языка, на месяц на стажировку в Россию для погружения в языковую среду и совершенствования полученных навыков общения. Она сказала, что в университете Макерере подобные стажировки уже внедрены в образовательный процесс, студенты проходят языковые стажировки в вузах Испании, Германии, Китая и других стран и такая практика показывает хорошие результаты.

Коллеги из Республики Уганда поделились планами по введению учебной программы «Русский язык» в учебные планы всех направлений подготовки и предложили присылать в университет Макерере 2-3 преподавателей русского языка для работы на постоянной основе в течение одного или двух лет.

Работающая в Уганде делегация ОГПУ отметила, что нам интересна методика преподавания иностранных языков в университете Макерере и они хотели бы более детально познакомиться с ней, чтобы выработать общие подходы к обучению русскому языку граждан Уганды.

Преподаватели ОГПУ и университета Макерере с большим интересом выслушали друг друга и наметили пути дальнейшей совместной работы.