В рамках проекта «Школа гуманитарного знания» на протяжении сентября-ноября преподавателями кафедры географии и МПГД д.п.н., доцентом Надеждой Александровной Иванищевой и к.г.н., доцентом Александром Николаевичем Тюриным проводилась стартовая диагностика читательской грамотности обучающихся в школьном курсе географии 5-8 классы.
Базой исследования выступили общеобразовательные организации г. Оренбурга: Гимназии № 1, 2, 3, 5, 8; Лицеи № 1, 4, 5; СОШ № 5, 34, 71, 86, 87, 88, а также ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище». Цель диагностической работы: охарактеризовать индивидуальный уро-вень сформированности у обучающихся 5-8 классов читательской грамотности (смыслового чтения и умений работать с информацией) на основе анализа способности применять отдельные познавательные, регулятивные, коммуникативные учебные действия при работе с текстами. В качестве основы для оценки читательской грамотности отбирались художественные тексты географического содержания, включенные в программу учебного предмета «Литература», а также другие виды текста.
В ходе диагностики выявлялись три вида читательских умений (согласно PISA): 1) найти и извлечь информацию; 2) интегрировать и интерпретиро-вать прочитанное; 3) осмыслить и оценить информацию. Авторские разработки вариантов «Увлекательное чтение на уроках гео-графии» (5 класс) и «Читаем, познаем шар земной на уроках географии» (6 класс) содержали фрагменты художественных текстов (сплошных, не сплошных) и задания к ним. Диагностические работы «Читая, путешеству-ем на уроках географии» (7 класс) наряду с художественными текстами включала научно-учебный текст, «Читаем о России на уроках географии» (8 класс) – научно-популярный и цифровой тексты.
Работа учащихся с текстами была организована на разных этапах обучения (при изучении нового материала, при отработке и закреплении знаний, проверки и оценки знаний) и с использованием ряда приемов: найти гео-графические объекты; выборочное чтение (нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики); восстановление/заполнение пропусков; работа с географическими понятиями; изучение приведенных в тексте примеров и придумывание своих; нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора. Отдельные задания предусматривали работу с контурной картой, перекодирование информации (преобразование текста в картинку), нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц, графиков, диаграмм. Такая работа содействовала обобщению и систематизации учебного материала по курсу физической географии.
Разное количество заданий к текстам позволяет подготовить школьников к тому, чтобы они ориентировались не на знакомый формат, а работали в зависимости от предложенных условий.
Результаты стартовой диагностики читательской грамотности в показали, что у обучающихся 5-8 классов не вызвали затруднения задания, предусматривающие поиск географической информации, представленной в явном виде, построение простых умозаключений и прямых выводов на основе прочитанного. Однако в разной степени сложными оказались зада-ния по интеграции и интерпретации прочитанного (в некоторых заданиях нужно было выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их «√»; дать развернутый ответ), рефлексии относительно содержания и формы текста, нахождении в тексте географических сведений для реше-ния проблемных вопросов. Увлекательно учащиеся работали с текстами, в которых описывались природа, явление, процесс (В.П. Астафьев «Васюткино озеро», К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди») и маршрут путешественника (Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествия Гул-ливера», Ж. Верн «Дети капитана Гранта»).
Работа по диагностике учебных действий смыслового чтения и сформированности читательской грамотности будет продолжена в курсе географии 9 класса, но уже с дополнением научно-познавательных текстов.
Проведенный авторами поэлементный анализ выполнения заданий диагностической работы с выделением типичных ошибок позволил сформулировать конкретные предложения по повышению уровня читательской грамотности обучающихся.
Систематическое использование на уроках географии приемов смыслового чтения содействует развитию мотивации школьников к чтению художественных произведений и других видов текста.
Выражаем благодарность учителям географии за помощь в организации диагностики обучающихся.