В рамках реализации программ развития ОГПУ (2022-2026 гг.) «Социальные практики» и «Школа гуманитарного знания» 22 ноября студенты 5 курса исторического факультета провели мероприятие, темой которого стала проблема геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны и отражение её в советском киноискусстве. Аудиторией мероприятия стали студенты 2 курса заочной формы обучения.
Анализируя пять советских фильмов о Великой Отечественной войне, демонстрируя отдельные сюжеты (отв. Диана Душанова), студенты смогли показать высокий уровень советских фильмов о войне, глубину показа разных проблем, разных сторон войны.
Студентка Татьяна Подпорина за основу анализа взяла документальный классический фильм М. Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965 г.), в котором исследуется проблема зарождения, генезиса, живучести античеловеческой идеологии и её внедрения в массы. Татьяна разобрала основные каналы пропаганды преступной идеологии, опасность таких идей, их трансляции в умы детей и молодежи.
Другой важной проблемой стал анализ художественного фильма «Иваново детство» А. Тарковского (1962 г.). Студент Артём Бассак сделал акцент на художественной особенности произведения, главную роль противопоставления жестокой военной реальности и мирных снов 12-летнего Ивана. Докладчик на основе анализа пришёл к выводу, что война порождает страшный феномен «детей войны», которые взрослеют не по годам и становятся жертвами войны. Студент сумел показать сложный киноязык А. Тарковского, его тонкие художественные решения для раскрытия данной проблемы.
Студентка Семёновых Анастасия проанализировала фильм режиссера Г. Чухрая, участника Великой Отечественной войны «Трясина» (1977 г.). У фильма «Трясина» потрясающий, глубинный сюжет. Он очень многогранен- материнский инстинкт, повинуясь которому главная героиня смогла увезти своего раненого сына, младшенького, любимого домой, а потом не было сил вернуть. Это фильм о дезертире, надежно спрятанном обезумевшей матерью во время войны в чердаке. И эта ложь столкнула ее в трясину, а трясина обладает свойством засасывать. В финале мы видим двух морально деградировавших людей, которых засосала трясина. Ведь что значит смерть физическая по сравнению со смертью духовной.
Павел Мищенко поднял вопрос о повседневной жизни детей блокадного Ленинграда на примере фильма «Мы смерти смотрели в лицо» (реж. Н. Бирман, 1980 г). В основу фильма положены реальные события, связанные с созданием детского фронтового ансамбля из истощенных детей блокадного города под руководством балетмейстера А. Обранта (в фильме Борис Корбут), который за годы войны дал более 3 тыс. концертов на фронте. Дети были награждены боевыми наградами, т.к. выступать перед бойцами фронта на исходе сил – подвиг, равный подвигу ратному.
С анализом фильма «Горячий снег» (реж. Г. Егиазаров, 1972 г.) выступила Варвара Михайлова, которая могла показать трагедию и подвиг бойцов 2-й гвардейской армии Малиновского в ходе отражения деблокирующего удара Манштейна в районе Котельникова.
Фильм снят по одноимённому роману Юрия Бондарева, писателя, который сам участвовал в Котельниковской операции. Автор романа является и автором сценария фильма, именно поэтому, по всей видимости, в этом фильме так внимательно и деликатно показана судьба каждого героя, чей вклад был одинаково весомым в этом сражении. «Единственная причина отхода – смерть. Главное – остановить танки». Остановили…
«Меня поразили глаза лейтенанта Кузнецова. С самого первого и до самого последнего кадра они «горели» голубым светом. Почему-то каждый советский солдат мне представляется с такими глазами и таким взглядом – чистым, полным искренности и доброты, пусть даже все щёки в саже и земле».
На этом мероприятии присутствовали проректор по воспитательной и социальной работе Е.Г. Каменева и специалист отдела воспитательной работы и молодежной политики О.Д. Жовнерко.
С заключительным словом выступила руководитель мероприятия, д.и.н, профессор, зав. кафедрой ВИиМПИиО профессор Р.Р. Хисамутдинова, которая подвела итог мероприятия и поблагодарила студентов за высокий научный и методический уровень мероприятия.